Сегодня торговля выступает основным лейтмотивом общества потребления. Регулярное посещение магазинов, активное участие в акционных мероприятиях превратилось в своего рода актуальное времяпрепровождение, вызванное, с одной стороны, вынужденным стремлением сэкономить, с другой – тенденцией потребления.
Розничная торговля сегодня выступает как одна из самых развитых сфер реального сектора. В белорусском ритейле преобладают иностранные и частные компании. В 2016 году в структуре розничного товарооборота на долю государственных магазинов пришлось всего 8,3%, на долю частных компаний – 72,3%, иностранных компаний – 19,4%. Темп роста розничного товарооборота в 2016 г. по отношению к 2015 г. составил 95,8%.
В структуре соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота доля продовольственных товаров составила 51% в 2016 году. В товарной структуре розничного товарооборота продовольственных товаров в стоимостном выражении наибольшая доля пришлась на алкогольные напитки – 16,9%, на мясо и мясные продукты – 11,2%, молочные продукты – 10,6%, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия – 7,9%, на рыбу и ракообразные – 3,4%.
Розничный товарооборот в 2017 г. составил 39,2 млрд. рублей, или 103,8% в сопоставимых ценах к уровню 2016 г.
В розничном товарообороте удельный вес продовольственных товаров (пищевые продукты, напитки и табачные изделия) в 2017 году составил 50,6%, непродовольственных товаров – 49,4%, что соответствует уровню 2016 года.
В 2017 г. населению было продано продовольственных товаров на 19,8 млрд. руб. (в сопоставимых ценах 102% к уровню 2016 г.), непродовольственных товаров – на 19,4 млрд. руб. (105,7%).
В 2017 году розничный товарооборот был сформирован организациями торговли на 87,7% и индивидуальными предпринимателями и физическими лицами – на 12,3% (в 2016 году – соответственно 86,7% и 13,3%).
По информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли, за 2017 г. было зафиксировано превышение темпов роста товарооборота над темпами роста реальных денежных доходов населения. Данное соотношение является показателем качественной работы сферы торговли.
С 2005 года Консалтинговый центр «БКЦ» успешно оказывает услуги по бизнес-планированию и проведению маркетинговых исследований в сфере оптовой и розничной торговли.