В начале ХХI в. в развитых странах активизировалась деятельность по созданию и внедрению «зеленого» транспорта в связи с актуальными экологическими проблемами.
Сегодня на рынке представлено следующее предложение электромобилей:
На рынках электромобилей наблюдается экспоненциальный рост: в 2022 году продажи превысили 10 миллионов. Доля электромобилей в общем объеме продаж выросла более чем в три раза за три года, примерно с 4% в 2020 году до 14% в 2022 году. Ожидается, что продажи электромобилей продолжат активно расти. до 2023 года. В первом квартале было продано более 2,3 миллиона электромобилей, что примерно на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным Международного энергетического агентства IEA, ожидается 14 млн. продаж к концу 2023 года, что представляет собой увеличение на 35% в годовом исчислении. В результате на электромобили может приходится 18% от общего объема продаж автомобилей за весь календарный год. Учитывая текущие тенденции, внедрение электромобилей позволит избежать потребности в 5 миллионах баррелей нефти в день к 30 году.
Рис 1. Мировые продажи электромобилей
По данным аналитического агентства Gartner, прогноз показывает, что поставки аккумуляторных электромобилей (BEV), как ожидается, вырастут с 9 млн. единиц в 2022 году до 11 млн. единиц к концу 2023 года. Напротив, гибридные электромобили с подключаемыми модулями (PHEV) прогнозируется, что они будут расти немного медленнее, увеличившись с 3 млн. единиц в 2022 году до 4 млн. единиц в 2023 году.
Потребители, переходящие с традиционных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, предпочитают PHEV из-за их способности обеспечивать экологически чистое городское вождение, одновременно предлагая удобство бензинового двигателя для дальних поездок. Потребители, выбирающие BEV, отдают предпочтение более низким общим эксплуатационным расходам, более тихому вождению и экологичности.
Важным событием в перспективе является изменение стратегии автопроизводителей. Правительства во всем мире принимают меры по сокращению выбросов твердых частиц от транспортных средств, а некоторые страны принимают законы, разрешающие продажу только транспортных средств с нулевым уровнем выбросов.
Одним из важнейших факторов широкого распространения электромобилей является ценовой паритет с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
К 2030 году модели электромобилей будут составлять более 50% моделей автопроизводителей.
Поскольку во всем мире (по экологическим причинам) наблюдается тенденция перехода на электротранспорт, то и Беларусь не остается в стороне от этого тренда. По информации Автомобильной ассоциации «БАА», сегодня в Беларуси эксплуатируются 6,5 тыс. электромобилей.
По данным Автомобильной ассоциации «БАА», в Беларуси по итогам 2023 года дилерские продажи электромобилей в стране составят порядка 500 штук – рост в 10 раз по сравнению с прошлым годом. В 2023 году доля электромобилей в общих объемах дилерских продаж в Беларуси может составить 2,5%. Высокие темпы роста дилерских продаж электромобилей могут сохраниться и в 2024 году. Заинтересованность в покупке электрических легковых и грузовых автомобилей может быть со стороны не только физических лиц, но и юридических лиц. Это общемировая тенденция. По данным конференции «Электрический транспорт: реальность и перспективы», в 2024 году дилерские продажи электромобилей в Беларуси могут вырасти до 3 тыс. единиц.
Высокие темпы роста продаж в 2023 году и оптимистичные прогнозы на 2024 год связаны с тем, что электрокары становятся более доступным видом транспорта для потребителя.
На сегодняшний день в Беларуси уже работают более 900 зарядных станций разной формы собственности. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2018 № 731 утверждена Программа создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей. Функции по созданию и развитию государственной зарядной сети для зарядки автомобилей на территории Республики Беларусь осуществляет государственный оператор – РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».
Программой создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей предусмотрено создание к 2030 году 1304 ЭЗС, в том числе:
Рис 2. Типы ЭЗС
В планах создание второго государственного оператора зарядной инфраструктуры (ОАО «Витязь»), который сфокусируется на развитии двухпостовых зарядок по стандарту Mode 3 мощностью 44 кВт собственного производства.
Оптимальными местами расположения электрозаправочных станций являются те, в которых владелец электрокара может оставить свое транспортное средство для зарядки на 4–8 часов: стоянки крупных бизнес-центров, торговых центров, гостиниц, места общественного назначения.