Почему возникают кризисные ситуации на предприятиях?
К финансовому кризису на предприятии (организации) могут привести различные факторы (совокупность факторов). Данные факторы можно разделить на две категории: внешние и внутренние.
Внешние:
- спад конъюнктуры, кризис в отрасли (регионе);
- рост (обострение) конкуренции;
- резкие сезонные колебания;
- значительный уровень инфляции;
- уменьшение покупательской способности населения;
- нестабильность финансового и валютного рынков;
- усиление и влияние монополизма на рынке;
- несовершенство и нестабильность хозяйственного и налогового законодательств;
- дискриминация предприятия органами власти и управления;
- политическая нестабильность (в стране нахождения предприятия или в странах поставщиков и потребителей);
- непонимание и конфликты между собственниками.
Если менеджмент неправильно или несвоевременно реагирует на внешние факторы, они и предопределяют финансовый кризис на предприятии.
Внутренние:
- низкий уровень менеджмента;
- низкий уровень квалификации персонала;
- низкий уровень маркетинга и сбыта (потеря рынков сбыта продукции);
- ошибки в области снабжения;
- недостатки в производственной сфере, отсутствие инноваций и рационализаторства;
- ошибочная инвестиционная политика;
- отсутствие или неудовлетворительная работа служб контролинга.
Как правило, все причины финансового кризиса тесно взаимосвязаны и составляют сложный комплекс причинно-следственных связей. Тем не менее, исследуя то или другое предприятие, различные случаи финансового кризиса, можно выделить определенные специфические причины финансовой несостоятельности.
Следствиями влияния указанных причин и факторов на финансово-хозяйственное состояние предприятия являются:
- снижение объемов продаж, потеря клиентов;
- неполная загрузка мощностей, неритмичность производства, производственные простои;
- повышение себестоимости готовой продукции;
- снижение производительности работы;
- увеличение объемов неликвидных оборотных средств и рост сверхнормативных запасов;
- возникновение конфликтов внутри коллектива, уход квалифицированных сотрудников;
- снижение выручки от реализации продукции (как следствие уменьшения объемов реализации);
- потеря имиджа, отрицательное отношение к бренду со стороны контрагентов.
Самым действенным средством предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация.
Термин "санация" происходит от латинского "snаre" – оздоровление, выздоровление.
Санация — это совокупность мероприятий (финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых и социальных), способных привести предприятие к финансовому оздоровлению.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Антикризисные мероприятия (комплекс мер по санации) условно можно разделить на две категории:
Стратегические мероприятия.
Разработка концепции оздоровления и плана оздоровления. Данная разработка осуществляется на основе анализа всех аспектов деятельности предприятия (организации): маркетингового, финансового, технологического, инвестиционного, управленческого.
Оперативно-тактические мероприятия.
Это меры, которые необходимо принять сразу и применять их постоянно: провести маркетинговый аудит деятельности предприятия (организации); выявить резервы в экономии сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсах; осуществить кадровые изменения, оптимизировать численность, привлечь новых необходимых специалистов; укрепить дисциплину и заинтересованность персонала; добиться отсрочки платежей и реструктуризации кредитов; устранить причины потерь и убытков; другие мероприятия.
Содержание и форма плана финансового оздоровления предприятия, а также бизнес-плана досудебного оздоровления предприятия (организации) не регламентированы нормативными документами Республики Беларусь, к ним не предъявляются какие-то особые требования. Но следует понимать, что в нашей стране существует нормативно-правовая база, регламентирующая процесс бизнес-планирования. К нормативным актам, руководствоваться которыми необходимо в процессе разработки планов санации и бизнес-планов досудебного оздоровления, относятся:
1. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Утверждены Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 №158.
Мы определяем это как основной регламентирующий документ в сфере бизнес-планирования.
2. Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на год. Утверждены Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 №186.
В особых случаях или отдельных сферах деятельности государственными органами управления утверждаются отраслевые рекомендации по разработке бизнес-планов, например: