Белорусский рынок плодоовощной консервированной продукции представлен плодоовощными консервами, быстрозамороженной продукцией, пюре-полуфабрикатом асептического консервирования, концентрированными соками. Относительно новым сегментом рынка стали фруктово-ягодные наполнители, овощи и картофель в вакуумной упаковке, а также традиционно белорусский вид консервации, представленный солениями, квашением и мочением. Пока только в малых объемах присутствует такой вид консервирования, как сушеная продукция, которую производят фермерские хозяйства.
Расчетная потребность внутреннего рынка в плодоовощных консервах, согласно оценке концерна «Белгоспищепром», составила 575 миллионов условных банок (муб) продукции в год.
Больше всего в республике производят соков и нектаров – примерно 300 муб (60% от общего объема плодоовощных консервов). Затем идут натуральные консервы (зеленый горошек, консервированные огурцы и томаты, сахарная кукуруза, фасоль, оливки и маслины, гарнирные свекла и морковь). Доля такой продукции в общем объеме консервов 14%.
Из группы натуральных консервов можно выделить такие востребованные позиции, как консервированная сахарная кукуруза (производится 12 муб), а также оливки и маслины (12,8 муб). Широко развит и выпуск маринадов – огурцов, томатов, свеклы, моркови, капусты, перца, а также различных ассорти.
Из закусочных консервов – кабачковая икра, овощи в томатном соусе, закуски, овощные рагу, овощные консервы с грибами, икра из баклажанов, из свеклы, баклажаны в кетчупе, салаты.
Из группы обеденных консервов – солянки, борщи, рассольники, а также щи и свекольники.
Ассортимент вырабатываемой в республике соковой продукции составляют соки и нектары с мякотью и без нее. В том числе овощные, томатные, плодово-ягодные, плодоовощные, на основе березового сока, а также в купаже из двух и более видов сырья, напитки и морсы. Линейка соковой продукции постоянно расширяется за счет использования отечественных видов сырья, в первую очередь яблок. Из них производятся соки прямого отжима или с мякотью в купаже с ягодами и плодами. Вторым видом традиционного сырья является морковь. Ее купажируют с яблоками, ягодами и концентратами экзотических видов овощей и фруктов.
Распространенный вид сырьевой базы для соковой продукции – березовый сок. Такой экологически чистый и вкусный, целебный и освежающий напиток содержит в своем составе натуральные сахара и большой набор минеральных элементов. Ассортимент производимой на его основе продукции насчитывает порядка 30 наименований. Большим спросом пользуется березовый сок с сахаром, а также березовый сок, купажированный с яблочным, экзотическими видами сырья и настоем шиповника.
За счет отечественного производства потребность внутреннего рынка по плодоовощным консервам закрывается более чем на 50%. По соковой продукции доля отечественной в общем объеме потребления превышает 60%. По консервированным и маринованным томатам приближается к 60%.
Рынок плодоовощной консервации характеризуется сильной конкуренцией. Всех конкурентов предприятия можно разделить на следующие группы:
1. Отечественные производители плодоовощных и фруктовых консервов, использующие местное сырье. Среди них – консервные заводы, комбинаты пищевых продуктов, овощесушильные комбинаты, а также заводы безалкогольных напитков и винодельческие заводы.
2. Крупные посреднические фирмы, импортирующие плодоовощные консервы и реализующие их через розничную торговую сеть, через собственные частные магазины, а также через мелкооптовые посреднические фирмы.
Большинство крупных потребителей являются оптовыми торговыми организациями, специализирующимися на продаже продуктов питания и продукции агропромышленного комплекса.
Кроме того, консервированная продукция и соки поставляются бюджетным организациям сферы здравоохранения, образования и другие.