Разработка стратегии маркетинга

Вопросы стратегического и тактического планирования, а также формирования стратегии развития фирмы, актуальны для всех субъектов хозяйствования. Верно выбранная стратегия предприятия и маркетинговая стратегия фирмы помогают достичь и укрепить конкурентное преимущество на рынке, способствуют успешной деятельности компании.

Разработка стратегии маркетинга, проведение маркетинговых исследований, маркетинговое консультированиеМаркетинговая стратегия – это фундаментальная модель существующих и будущих целей, размещения ресурсов и взаимодействия организации с ее рынками, конкурентами и другими факторами внешней среды.

Цели стратегического маркетинга обычно включают в себя: систематический и непрерывный анализ потребностей и запросов ключевых потребительских групп, а также разработку и производство товара (оказание услуги), что позволит компании обслуживать выбранные группы или сегменты более эффективно, чем конкуренты. Достигая этих целей, компания обеспечивает себе устойчивое конкурентное преимущество.

Эффективная стратегия предполагает получение ответа на следующие три вопроса:
1) что должно быть достигнуто;
2) где или на каком рынке продукта нужно сконцентрироваться;
3) как или каким образом ресурсы и деятельность должны быть распределены по каждому рынку продукта.

В каких случаях необходима разработка маркетинговой стратегии предприятия?

1) Для нового предприятия (или нового направления бизнеса).
Создание любого нового предприятия, производство новых товаров/услуг обычно происходит в ситуации некой неопределенности и непредсказуемости: необходимо изучить рыночную среду, протестировать новые товары/услуги, понять, кто, зачем, как быстро и с каким успехом будет их приобретать.

2) В ситуации пересмотра (или создания) стратегии для выхода предприятия из кризиса.
В антикризисном менеджменте, особенно на стадии поиска путей выхода из экономического кризиса, существенное значение имеет комплексный характер используемых в процессе маркетинга средств и методов рыночных возможностей компании, ее сильных и слабых сторон, а также обширной информации о динамике социально-экономических процессов.

Маркетинговая информация и маркетинговые рекомендации рассматриваются как базовая информация к принятию антикризисных управленческих решений, направленных на стабилизации и выход компании из кризиса.

Процесс формирования маркетинговой стратегии в общем виде представляет собой последовательность из следующих этапов:

  1. Внутренний аудит маркетинга.
  2. Анализ внешней среды компании.
  3. Разработка стратегии.
  4. Планирование маркетинга.
  5. Оптимизация или постановка на предприятии службы маркетинга.
  6. Разработка и внедрение на предприятии маркетинговой информационной системы (МИС).
Версия для печати